Вот так и переплетаются в народе христианские традиции и языческие обряды.
У православных христиан Святки – это святые, праздничные дни, начинающиеся с Рождества Христова и заканчивающиеся Крещением Господним. Верующим в эти дни предписывалось славить Рождество и Господа, посещать богослужения.
Потому кельты были убеждены, что божество, населяющее ёлку, требует кровавых жертв, и друиды постоянно развешивали на ветвях ёлки внутренности жертв. Например, для этого использовали кишки, почки, сердце и печень.
Когда христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами.
Вот такая трансформация.
В 1513 году это заинтересовало Мартина Лютера, который решил искоренить эту привычку у немцев. Однажды богослов бродил в лесу и оказался на поляне, где увидел ёлку, освещенную лунным светом.
Это напомнило Лютеру о Вифлеемской звезде, приведшей волхвов к Иисусу. После этого он решил срубить дерево, принести его домой, украсить свечами и поставить наверху дерева звезду – символ Рождества. Это стало рождением современной традиции украшать ёлку.
«Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием. Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах».
1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ
"О праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1 января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе».
Для того, чтобы оградить поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно её замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза. Так гласит страшная легенда.
Это делали в память о прижизненной помощи святого — например, как он тайно подкинул золото разорившемуся купцу, который от безысходности хотел отдать своих дочерей в непристойное место.
Ну а прообраз Деда Мороза, конечно, явно недобрый дедушка.
И так у многих народов, кстати.
Истина, похоже, более прозаична.
Свой современный облик Снегурочка приобрела в середине 1930-х годов, когда правительство Советского Союза официально разрешил праздновать Новый год. Во всех появившихся сценариях праздника она стала ключевой фигурой наравне с Дедушкой Морозом.
Именно в это время в её одеяние привнесли голубые тона, разбавив белыми оттенками. Ну и советская Снегурочка уже является олицетворением доброты, кротости и самопожертвования.
В общем, Снегурочка – фигура, пожалуй, самая неоднозначная.
Нередко Дед Мороз ассоциируется со святым Николаем Чудотворцем, что одновременно и правда, и нет.
В западной Церкви его называют Санта-Клаус. Обратите внимание: почему Санта-Клаус в красном? Это кардинальская мантия.